Уголок потребителя ЖКХ

О ТСЖ и не только

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее практически невозможно. Подавляющее большинство россиян являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Жилищно-коммунальная сфера - наиболее сложная и важная часть городского хозяйства. На федеральном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие акты по совершенствованию совместного проживания граждан в многоквартирных домах и управления последними. Но ни одна форма управления не работает достаточно эффективно. И пока законодатели пытаются изменить ситуацию, жильцы остаются заложниками воли управляющих компаний или бездействия ТСЖ.

        Жилищный кодекс РФ в ч. 1 ст. 161 определяет, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство РФ устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

О ТСЖ, ЖСК, Об управляющих компаниях и др. можно прочитать в статье:

  Стрельников В. ЖКХ: Живи, как хотим [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

По общему правилу бремя содержания своего имущества несет собственник. Однако у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (а с июля 2014 г. - и по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования) также возникает обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ). Для случая, когда дом находится в управлении Управляющей компании, есть специальная норма - ч. 4 ст. 155ЖК РФ: наниматели вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 настоящей статьи

Устоялась практика применения ч. 4 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой наймодатели, передавшие жилые помещения по договору социального найма, по общему правилу не обязаны оплачивать УК долги нанимателей. Эти суммы УК взыскивает непосредственно с нанимателей, собственник оплачивает лишь разницу между размером платы, установленным в договоре управления, и размером платы, предусмотренным в договоре социального найма. Распространяются ли эти выводы на ситуацию, когда домом управляет ТСЖ?  Подробнее см. статью   Козырева С.Н. Платежи ТСЖ: квартира в социальном найме [Электронный документ] //"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2014. – N 11. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Жилищное законодательство предусматривает несколько вариантов управления жилищно-коммунальным хозяйством в многоквартирном жилом доме, отдельные квартиры в котором принадлежат разным собственникам. Но при всех перечисленных законом формах управления оно должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, разрешение вопросов пользования общим имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Об этом статья: Герасимов  А. Способы управления домом: какой выбрать? [Электронный ресурс]// Административное право,           2014. №4. – Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Одним из направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) стал постепенный уход от государственно-административных методов управления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в пользу рыночных механизмов, создание условий для осуществления деятельности на рынке жилищно-коммунальных услуг организациями различных форм собственности. Приоритетным направлением развития конкурентных отношений в этой сфере, в свою очередь, явился переход к профессиональному конкурентному управлению жилищным фондом на основе передачи функции управления управляющим компаниям.

Жилищный кодексРоссийской Федерации и иные нормативные акты, регулирующие деятельность организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, предписывают им обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам. Один из возможных вариантов развития правового регулирования в этой сфере - использование потенциала разрешительной системы.

По мнению исследователей, лицензироваться должна деятельность, которая вовлекает в свою среду неограниченный круг участников (включая их имущество); является слишком доходной и подлежит в связи с этим повышенному налогообложению и дополнительному контролю. В статье: Субанова Н.В., Хусяйнова С.Г. К вопросу о лицензировании управляющих компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
            ЖКХ - это одно из важнейших и наиболее трудных направлений в деятельности органов местного самоуправления, которые должны заниматься проблемами жилищно-коммунального хозяйства Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство является базовой отраслью в экономике. Оно обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инфраструктурой. Его оборот составляет около 7% валового внутреннего продукта России. Только население платит за услуги ЖКХ в год более 1 трлн. 300 млрд. руб.

На основании анализа состояния законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства автором исследуется комплекс проблем в указанной сфере Хусяйнова С.Г. Обеспечение законности в деятельности органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства: Прокурорско-надзорный аспект [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Представить жилище современного человека без обеспечения его холодной и горячей водой, электричеством, газом, отоплением и так далее практически невозможно. Подавляющее большинство россиян являются потребителями жилищно-коммунальных услуг. Их оказанием занимаются организации, которые принято называть организациями жилищно-коммунального хозяйства, деятельность которых имеет свою специфику в части налогообложения НДС. Об особенностях налога на добавленную стоимость при оказании коммунальных услуг вы узнаете из настоящего материала Семенихин В.В. Коммунальные услуги и НДС [Электронный ресурс]. – Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».

Уже год действуют нормы Правилпредоставления коммунальных услуг о бесплатном вводе в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (ИПУ) и бесплатном пломбировании ИПУ, за исключением случаев нарушения пломбы или знаков проверки потребителем или третьим лицом. Недавно стало известно о попытке оспорить данные положения. Как судьи на местах разрешают споры между исполнителями коммунальных услуг и потребителями по вопросу взимания платы за пломбирование ИПУ Подробнее об этом см. статью Козырева С.Н Ввод приборов учета в эксплуатацию – бесплатно! [Электронный ресурс] //Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, 2014. – N 11. – Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Эти и другие статьи, в которых рассмотрены вопросы связанные с жилищно-коммунальным хозяйством можно получить в библиотеке, в Центре правой информации.

Помним и гордимся!

Социальный опрос

Электронная библиотека

Новые книги

Потребителям ЖКХ

Портал госуслуг

Внимание, КОНКУРС

Мы в социальных сетях

Полезные ссылки

Контакты

Наш адрес:

606260, Нижегородская обл.,

 п.Воротынец,

ул. Свободы,д.2,

Центральная библиотека

Телефоны:

8 (831 64) 2 - 14- 31 - директор;

8 (831 64) 2 - 00 - 01 - метод. отдел;

8 (831 64) 2 - 20 - 97 - центр правовой информации;

8 (831 64) 2 - 25 - 31 -  детская библиотека

эл.почта: vorotbibl@mail.ru